09.06.2018>>
|
Крупнейший производитель клубники оставил часть урожая в поле« Назад
Крупнейший производитель клубники оставил часть урожая в поле 26.06.2015 01:10
Владелец Совхоза имени Ленина (крупнейшего подмосковного хозяйства, выращивающего клубнику) Павел Грудинин опасается, что треть урожая этого года может просто сгнить на грядках из-за препятствий со стороны столичных властей, не разрешивших ему в этом году торговать с лотков у станций метро.
Клубника — товар одного дня, поэтому есть всего три способа продать ее конечному потребителю: лотки (например, вдоль дорог, у метро и так далее), рынки и ярмарки выходного дня, говорит Грудинин. Крупные сети не берутся работать с такой продукцией, потому что не позволяет логистика: сначала товар нужно забрать у производителя, потом отвезти на распредцентр, после чего развезти по магазинам: «В прошлом году одна взяла у нас на реализацию порядка девяти тонн, но уже на следующий день попросила забрать обратно — на любых условиях». Совхоз, который выращивает ягоды на 103 га в Подмосковье, не мог продать весь урожай в Московской области и поэтому стал реализовывать его в Москве — на ярмарках выходного дня и со специальных лотков. Эти лотки по разрешению московского правительства бесплатно устанавливались у входа в подземку. Через лотки у метро в прошлые годы cовхоз продавал около 20 тонн клубники в день, отмечает Грудинин. В мае 2015 года власти изменили законодательство, регулирующее размещение объектов нестационарной торговли, и решение об установке лотков перешло с уровня префектур на уровень департамента торговли Москвы. Как и в прошлом году, Грудинин рассчитывал получить разрешение меньше чем за месяц. Но процедура затянулась: обращение в департамент, поданное еще в апреле, до сих пор не одобрено. «На получение разрешений нужно еще как минимум две недели, за это время клубника просто может сгнить на поле, — возмущается Грудинин. — Сейчас самый разгар сезона сбора, но мы специально собираем меньше: какой смысл, если из 60 тонн в день треть мы продать не можем? Если придется ждать еще две недели, ягоды можно будет уже не собирать: они если пригодятся, то только на переработку». В департаменте торговли и услуг Москвы рассказали РБК, что в проблемах Совхоза виноваты не они, а управление Федеральной антимонопольной службы: по итогам проверки УФАС сообщила чиновникам мэрии, что эта практика ущемляет права других производителей. «В прошлом году, когда мы проводили фестиваль клубники, мы Совхозу эти места предоставляли, но за это ФАС нас административно наказала, — говорит глава департамента Алексей Немерюк. — Поэтому в этом году мы им предложили либо пройти конкурсный отбор, либо обратиться в ФАС с просьбой предоставить преференции». Грудинин рассказывает, что в отзыве ФАС, который он предоставил РБК, говорится, что московское УФАС было бы не против разрешить Совхозу торговать с «клубничных лотков», если «указанный порядок будет обеспечивать равные условия для всех лиц, занимающихся аналогичным видом деятельности и будет предусмотрен соответствующим нормативным правовым актом города Москвы». Глава московского УФАС Рачик Петросян передал РБК через пресс-службу, что места под нестационарную торговлю предоставляют органы власти Москвы, а не ФАС. «Иных обращений по указанному вопросу в московское УФАС не поступало». Грудинин обратился в мэрию с просьбой, чтобы этот нормативный акт был разработан. Но, на его беду, мэр Сергей Собянин 20 июня на неделю ушел в отпуск, и решение до сих пор не принято. Пресс-секретарь Собянина не ответила на звонок РБК. У фермеров нет проблем с торговыми местами в столице, но для этого нужно платить за аренду торгового места не менее 1 тыс. руб. в день, говорит генеральный директор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев. «Клубника — это продукт сезонный и очень скоропортящийся, его нужно очень быстро продавать, и Павел Грудинин совершенно верно считает, что было бы справедливо, если бы москвичи получили качественный продукт без добавленной к нему стоимости аренды. Вопрос с торговыми местами давно наболел, и его нужно решать», — говорит он. О качестве продукта совхоза говорит то, что на трассе Москва — аэропорт Домодедово, где вдоль дороги продают в основном «пластиковую» китайскую или греческую клубнику, все торговцы заявляют, что продают подмосковную, указывает Балаев. «Помимо Совхоза имени Ленина клубнику выращивают в Чувашии, Краснодарском крае и Волгограде и везут ее в Москву, чтобы продавать по 200 руб. за килограмм — на рынках и в магазинах», — говорит глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. По его словам, Совхоз просто просит предоставить ему без конкурса 50 мест около метро, чтобы продавать по 250—270 руб. «Мы понимаем, что он один из крупнейших производителей региона, который выращивает более 1200 т садовой земляники в год, но всегда пользоваться подобными преференциями с точки зрения конкуренции неправильно», — уверен Немерюк. По данным исследовательской компании «Технологии Роста», совокупный объем рынка свежей клубники в России составляет порядка 230 - 250 тыс. тонн в год, или 50-55 млрд рублей. В 2014 году импорт клубники в Россию составил 56 тыс. тонн (годом ранее – 59 тыс. тонн). До эмбарго основным поставщиком свежей клубники в Россию были Греция (до 40%). По 11% поставляли Испания и Польша. «В 2015-м (январь-май) 46% поставила Турция (до санкций ее доля не превышала 25%), а 29% -- Беларусь, которая раньше не экспортировала клубнику. Подмосковное ЗАО «Совхоз имени Ленина», поля которого расположены за МКАД на пересечении с Каширским шоссе, по информации на сайте компании — крупнейший производитель клубники в России. Также он выращивает яблоки, груши, смородину, крыжовник, облепиху, черноплодную рябину, малину. У компании есть собственная переработка, совхоз производит 15 видов продукции из собственного сырья: соки (от 70% содержания натурального ингредиента), нектары (от 30 до 70%) и узвары (менее 30%), бренд «Удачный». Всего производит порядка 3 млн л напитков в год. Подробнее на РБК |